МЕНДЕЛЕЕВ И БАКИНСКАЯ НЕФТЬ
- 19-02-2025, 17:55
- ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО
- 0
- 243

Марина Мурсалова, журналист, литератор
Мы помним Дмитрия Ивановича Менделеева из школьной программы как создателя Периодической системы химических элементов (таблица Менделеева). И только немногие, в основном, те, кто учились в Бакинской нефтяной академии, знают, насколько важную роль Менделеев сыграл в развитии азербайджанской нефтяной промышленности, и как его четырехкратное посещение Баку повлияло на дальнейшее формирование научных интересов Менделеева. В 1905 году 71-летний Менделеев вспоминал о бакинском эпизоде жизни в своих «Заветных мыслях».
ПЕРВЫЙ В МИРЕ НЕФТЕПЕРЕГОННЫЙ ЗАВОД
Началось все со знакомства Менделеева с богатейшим русским олигархом XIX столетия Василием Кокоревым. Креативный, с поразительной интуицией, он всегда держал нос по ветру и удачно вкладывался в прибыльные дела. Так, в 1857 году Кокорев создает «Закаспийское торговое товарищество» с уставным фондом в 2 млн. рублей. Его капиталовложения в бакинскую нефть опередили братьев Нобелей на 15 лет.
В 1858 году, в Сураханах, по соседству с Храмом огнепоклонников, Кокорев развернул строительство фотогенового (керосинового) завода по проекту известного немецкого ученого Юстуса фон Либиха. Завод стал первым в мире нефтеперегонным предприятием.
Однако на практике оказалось, что немецкая разработка совершенно не эффективна— производство «осветительных масел» не окупалось. В связи с этим решено было привлечь Вильгельма Эйхлера, магистра химии и фармации в Московском Университете. Приехав в Баку, большая семья Эйхлеров так и осталась здесь навсегда.
Будучи избранным контролером качества Союза нефтепромышленников, за свой счет привозил экзотические растения для Губернаторского (тогда Михайловского) сада. Его брат, открыл известную в Баку Аптеку Эйхлера на площади Парапет (ныне Площадь фонтанов), а его сын, Карл Эйхлер, был автором проектов множества построек старого Баку, в том числе Лютеранской кирхи и мечети Ашумова.
После капитальной перестройки в 1863 году, керосиновый завод Кокорева вышел на полную мощность, однако по-прежнему с трудом себя окупал... Кокорев был готов заплатить любые деньги, чтобы оправдать колоссальные вложения.
В это время на научном небосводе России взошло новое солнце – Менделеев. 29-летний приват-доцент Дмитрий Менделеев на тот момент был занят научной деятельностью и параллельно преподавал химию и физическую географию в Императорском Университете Санкт-Петербурга. Он только возвратился из очень продуктивной рабочей командировки в Германию, где в Гейдельбергском университете обменивался опытом «для усовершенствования в науках». Поездка вдохновила молодого ученого на написание учебника «Органическая химия» (1862 год). Книга в одночасье стала бестселлером в российском академическом сообществе и Менделеев был удостоен Демидовской премии (самая почетная неправительственная награда в Российской империи).
ЧИСТЫЙ ДОХОД
Кокорев предложил 29-летнему перспективному ученому посетить его предприятие в Баку и помочь наладить производство: «Либо помогите устранить убытки, либо закройте завод». Кокорев предложил за консультацию Менделееву 1000 рублей (при месячном жаловании ученого 1500). Менделеев согласился, поехал – осмотрел, сделал замеры и расчеты, «поправил-направил» – и через год, по воспоминаниям самого ученого, у Кокорева «получился чистый доход более чем в 200 тысяч рублей».
Окрыленный Кокорин предлагает Менделееву постоянную работу на своем бакинском заводе с окладом в 10 тысяч рублей. Такой доход имели от своих предприятий всего несколько тысяч человек на всю Империю и уж точно – никто из наемных работников. Но Менделеев отказался.
По поручению Кокорина Менделеев вместе с Эйхлером начинают модернизировать завод. Менделеев придумывает непрерывный способ перегонки сырой нефти. Также он обратил внимание на то, что львиная доля цен на нефтепродукты складывается из транспортировки: сначала нефть транспортировалась на нефтеперегонный завод, а после перегонки продукт праведными и неправедными путями расходился по местам сбыта.
Как вспоминает Д. Менделеев, « если на добычу пуда нефти уходило 3 копейки, то на перевозку его в бакинский Черный город (это всего-то порядка 10 км) тратили 20 копеек, то есть почти в 7 раз больше».
В то время, нефть разливали в деревянные бочки и транспортировали гужевым транспортом. Излишки сливались тут же. На Абшероне, где каждый второй колодец наполнялся не водой, а нефтью, ее ценность совсем не ощущали.
Именно тогда, в первый свой приезд в Баку (1863 год) Менделеев предложил идею создания трубопроводов для нефти и нефтепродуктов. Подвел под это доказательную базу, обрисовал конструктивные особенности. Возможно, он был наслышан об американских разработках, ведь в Пенсильвании трубопровод функционировал уже 4 года.
После Баку тема нефти навсегда становится приоритетной для Менделеева. Вернувшись в Петербург, он активно выступал против откупных аукционов, которые тормозят развитие нефтепромышленности на Абшеронском полуострове, написал ряд трудов по нефти.
В 1876 году Дмитрий Менделеев едет в США, изучить на месте, как обстоят дела у мирового лидера нефтедобычи. По итогам своей поездки он пишет книгу «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе». где резюмирует поездку:
«Нашим бакинским техникам нечему учиться у американцев перегонки, можно, если что заимствовать, так это некоторые механические приспособления».
ПЕРВЫЙ НЕФТЕПРОВОД В ЦАРСКОЙ РОССИИ
Когда Дмитрий Иванович во второй раз посетит Баку (1878 году), на Абшероне уже будет построен первый в Царской России нефтепровод (длиной в 10 км). Он был проложен от нефтепромысла Балаханы в Черный город и спроектирован известным инженером Владимиром Шуховым.
На этот раз Менделеев предлагает наладить производство жестяных бочек, освоить морскую перевозку, создать резервуары для хранения нефти и готовой продукции. Его идеи и предложения сформировали базовое направление развития нефтедобычи на десятилетия вперед. Менделеев особое внимание уделяет производству смазочных масел. После увиденного в США, где добыча нефти дается намного сложнее, он понимает, как кощунственно использовать нефть с бакинских месторождений на отопление и освещение. Даже растопку печей для перегонки он предлагает осуществлять каменным углем. Доказывает большую выгоду получения из нефти не только лёгких фракций, но и смазочных масел. К этому периоду относится и крылатое выражение Менделеева «Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями».
В 1879 году он участвует в проектировании первого в России завода по производству машинных масел, а, приехав в третий раз в Баку (1880 год), делает заявление, которое на некоторое время затормозил развитие нефтяного комплекса. Он вдруг выдвигает гипотезу, что строительство перерабатывающих предприятий в жарком климате экономически не выгодно.
В этот свой приезд он сближается с Гаджи Зейналабдином Тагиевым, который, как и все нефтепромышленники, доверял авторитетному мнению гениального ученого.
Вот как вспоминает Менделеев Тагиева в своей книге:
«Весьма важным местным двигателем бакинского нефтяного дела должно считать Хаджи Тагиева, который с большой настойчивостью, приобретя местность Биби-Эйбат, вблизи моря и Баку, начал там бурение.
Провел много буровых скважин, которые почти все били фонтанами, устроил обширный завод прямо около добычи, завел русскую и заграничную торговлю и все дело все время вел с такой осторожностью, что спокойно выдерживал многие кризисы, бывшие в Баку, не переставая служить явным примером того, как при ничтожных средствах (в 1863 году я знал Тагиева как мелкого подрядчика), но при разумном отношении ко всем операциям, нефтяное дело могло служить к быстрому накоплению средств».
НЕФТИ ХВАТИТ НА ВСЕХ
В 1886 году (четвертый приезд) состоялась уже официальная командировка Менделеева в Баку от Министерства Государственных Имуществ Российской империи. Менделееву было поручено оценить состояние и перспективность бакинских месторождений нефти.
К этому времени в Баку уже работали Ротшильд, братья Нобель, появилась плеяда мультимиллионеров, а имперская власть была озабочена состоянием нефтяной промышленности и количеством запасов «черного золота». Вердикта Менделеева с нетерпением ждали не только правительство, но и вся нефтяная элита Баку. Сообщение Менделеева стало для всех обнадеживающим:
«Мне не известно ни одного признака начала истощения нефти в эксплуатируемых окрестностях Баку и мне известны давние, дышащие интригою страхи близкого наступления истощения этих мест… Бакинской нефти достанет на весь свет».
По окончании поездки Менделеев представил в министерство подробный доклад на 135 страниц, начиная с анализа запасов и заканчивая видением будущего нефтяной промышленности. Доклад был издан отдельной книгой «Бакинское нефтяное дело» н по сей день является настольной книгой нефтедобытчиков.
В 1899 году Российская империя обогнала США по добычи нефти, 95% ее добывалась на абшеронских месторождениях в окрестностях Баку.