Каково значение Будапештской декларации ОТГ для ТРСК?
- 26-05-2025, 09:08
- АНАЛИТИКА
- 0
- 245

Профессор Университета Бандырма Оньеди Эйлул проанализировал итоги саммита ОТГ в Будапеште
Ulviyya Amoyeva |
Председатель Международного центра исследования кризисов (USKAM) и преподаватель Университета Бандырма Оньеди Эйлул (Балыкесир, Турция), профессор Исмаил Шахин написал для «Анадолу» статью, в которой проанализировал значение итогов состоявшегося накануне в Будапеште неформального саммита глав государств стран-участниц Организации тюркских государств (ОТГ) для Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).
*
21 мая 2025 года в Будапеште состоялся неформальный саммит Организации тюркских государств (ОТГ), в котором приняли участие лидеры Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Кыргызстана, Узбекистана и Венгрии. В ходе саммита, организованного под девизом «Место встречи Востока и Запада», была дана оценка вкладу тюркских народов в мировую цивилизацию на протяжении всей истории, включая их неизгладимое наследие в культурных и политических формациях Европы и Азии, а также роли тюркских государств в современном политическом, экономическом и социальном развитии, их вкладу в региональный и глобальный мир.
ОТГ, ставящая своей целью укрепление общей тюркской идентичности, отражающей культуру, традиции, язык и историю тюркских народов, стремится развивать сотрудничество и координацию между государствами-членами, а также содействовать экономической интеграции в тюркском мире. В этом контексте наиболее примечательным и значимым аспектом саммита ОТГ, проведенного в Будапеште, стало то, что впервые встреча на уровне глав государств прошла под председательством страны-наблюдателя. Это событие не только подчеркивает инклюзивный и открытый для сотрудничества характер организации, но и указывает на укрепление роли наблюдателей в рамках ОТГ. Так, в Будапештской декларации, принятой по итогам саммита, с удовлетворением отмечен ценный вклад Венгрии, Туркменистана и Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) в деятельность ОТГ в статусе наблюдателей, как неотъемлемой части тюркского мира. Это подтверждает, что роль стран-наблюдателей внутри ОТГ укрепляется и их поощряют играть более активную роль в рамках институционального сотрудничества.
— Важные детали
Внимательное изучение Будапештской декларации позволяет сделать вывод, что ОТГ демонстрирует твердую политическую волю к созданию институционализированного и многопланового механизма сотрудничества между государствами-членами и странами-наблюдателями. Так, из общего числа 71 пункта декларации, 5 напрямую посвящены именно этому вопросу. В частности, в пункте 38 четко подчеркивается решимость укреплять региональную взаимосвязанность, совершенствовать транспортную инфраструктуру, обеспечивать интегрированную цифровизацию вдоль Транскаспийского международного транспортного маршрута «Срединный коридор Восток–Запад», а также повышать эффективность и конкурентоспособность посредством согласованных транспортных решений и модернизированных логистических сетей — с целью содействия торговле, транзитным перевозкам и экономическому сотрудничеству между странами-членами и наблюдателями ОТГ.
Этот целостный подход также отчетливо проявляется в 43-м пункте Будапештской декларации. В данном пункте подчеркивается важность укрепления сотрудничества в сфере сельского хозяйства на основе расширенной торговли, инвестиций и инновационных аграрных практик. В этом контексте 43-й пункт содержит указание профильным структурам поощрять согласованные усилия по гармонизации санитарных и фитосанитарных стандартов между странами-членами и наблюдателями ОТГ с целью облегчения движения сельскохозяйственной продукции и повышения продовольственной безопасности. Таким образом, становится очевидно, что вовлечение стран-наблюдателей в сотрудничество носит не только политический, но и экономический, технический и отраслевой характер и осуществляется на основе устойчивой готовности к сотрудничеству.
Кроме того, в пункте 62 Будапештской декларации выражена признательность за высокие достижения в рамках ОТГ, особенно в области молодежных и спортивных обменных программ. Также подчеркивается, что страны-наблюдатели ОТГ поощряются к проведению подобных мероприятий с целью укрепления единства и солидарности. Этот акцент свидетельствует о том, что наблюдатели активно вовлекаются и в процессы общественного и культурного взаимодействия, что, в свою очередь, указывает на стремление формировать тюркскую идентичность с многоуровневым и инклюзивным подходом.
Наконец, пункт 68 Будапештской декларации представляет собой еще один яркий пример акцента на культурную дипломатию. По инициативе президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было принято решение о совместном праздновании Навруза в рамках Организации тюркских государств как символа богатого культурного наследия тюркского мира и общих ценностей тюркских народов с целью их передачи будущим поколениям. В этом контексте отмечается, что государствам-членам, странам-наблюдателям и тюркским организациям поручено в координации с Секретариатом организовать соответствующие мероприятия. Данный пункт заслуживает особого внимания, поскольку отражает многосторонний и интегративный подход, предоставляющий наблюдателям возможность активно участвовать и на культурном уровне.
— Функциональная роль ТРСК может быть усилена
Положения Будапештской декларации, касающиеся расширения институционального сотрудничества с государствами-наблюдателями, ясно отражают потенциал ТРСК для укрепления своего влияния в рамках ОТГ. Призыв к наблюдателям взять на себя более активную роль в таких сферах, как транспорт, торговля, сельское хозяйство, молодежная политика, культура и цифровизация, открывает для ТРСК возможности более глубокого и многогранного участия в интеграционных процессах. Таким образом, ТРСК получает шанс повысить свою значимость на международной арене и значительно укрепить свою функциональную роль внутри ОТГ.
В статье 6 отмечена необходимость достижения переговорного, взаимоприемлемого и жизнеспособного урегулирования кипрской проблемы с учетом существующих на острове реалий. Кроме того, подчеркнута солидарность с турками-кипротами — неотъемлемой части тюркского мира — в его стремлении отстаивать свои равные и неотъемлемые права. В статье 7 Декларации высоко оценен дипломатический и организационный потенциал ТРСК, с особым упоминанием успешного проведения 17-го заседания Совета старейшин, прошедшего в Гирне 1-2 мая 2025 года.
Все эти события демонстрируют, что статус ТРСК в ОТГ выходит за рамки символического и со временем будет укрепляться как на фактическом, так и на институциональном уровнях. То, что ТРСК упоминается на саммите ОТГ на уровне глав государств, выводит страну на повестку международного сообщества и способствует процессу ее де-факто признания. Этот феномен позиционирует ТРСК как игрока с определенным уровнем легитимности, а не как объект игнорирования, и обеспечивает реальную поддержку ее усилиям по активному участию в многосторонней дипломатии.
[Профессор Исмаил Шахин, председатель Международного центра исследования кризисов (USKAM) и преподаватель Университета Бандырма Оньеди Эйлул (Балыкесир, Турция)]
АНАЛИТИКА — Каково значение Будапештской декларации ОТГ для ТРСК?